все города  
 
Ладожское озеро, Всеволожск
25 апреля 2009
 
Наше путешествие снова начинается с Финляндского вокзала, где постоянно припарковано несколько зеленых электромобильчиков, готовых увезти вас за скромную цену туда, где вы еще ни разу не были.
 
Не удержался и еще раз сфоткаграфировал взорванный памятник Владимиру Ильичу (прошлый раз был здесь). Данная деревянная конструкция — это еще одно подтверждение теории Сергея Курёхина, что Ленин и не человек вовсе, а очень даже гриб.
 

Сегодняшнее путешествие — рассказ о Дороге Жизни, спасавшей блокадный Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Такие памятные знаки с указанием расстояния до Ленинграда, который теперь стал Петербургом, стоят вдоль всего пути до Ладожского озера.

 

Час пути (книжка Марио Пьюзо «Крёстный отец», холодный лимонад «Байкал», полная электричка в начале пути, пустая в конце) и мы на месте.

Ладожское озеро — посёлок при станции на берегу чего бы вы думали?

 
Ну конечно же Ладожского озера!
 
В этом месте, на мысе Осиновец, кончалась дорога по озеру (зимой по льду, летом по воде) и начиналась сухопутная трасса до осажденного Ленинграда. Блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немцы взяли под контроль Шлиссельбург, который был до этого последней сухопутной связью Ленинграда с большой землей.
 
Последней надеждой на спасение города стала Ладога. Дорога Жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, потом в Новую Ладогу, а затем водным путем на западный берег к маяку Осиновец.
 
Маяк Осиновец, один из самых высоких в Европе, был построен в 1911 году. Его высота 70 метров, а огонь виден на 22 морские мили (40 км).
 
Очень хотелось подняться наверх, но на заборе, ограждающем маяк от дороги, висел замок. Остается утешать себя тем, что можно будет залезть на другой маяк в другом путешествии.
 
Продолжим рассказ: перевозки через озеро начались осенью 1941 года. Сначала муку возили на санях, потом на окрепший лёд вышли машины с кузовами, нагруженными на половину. А еще через некоторое время начали курсировать нагруженные полностью трехтонные и даже пятитонные грузовики.
 
25 декабря 1941 года в Ленинграде был увеличен паёк хлеба: рабочим на 100 грамм в день, всем остальным на 75 грамм. Многие женщины и дети плакали от радости — маленькая прибавка давала надежду на спасение от голода.
 
Из воспоминаний Любови Гилёвой, которой было тогда 18 лет: «По Дороге Жизни ездили в основном по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы в случае необходимости можно было выпрыгнуть. Постоянные бомбежки разбивали лед, машины часто проваливались, срочно приходилось их перегружать, брать чужой груз».
 
Тем неменее, трасса была хорошо организована: на дороге работали регулировщики, указывающие водителям направление движения и следящие за сохранностью льда. Были изготовлены дорожные знаки, вехи, мостики, построены обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи. Разрабатывалась специальная маскировка.
 
Продолжая прогулку, посетим музей «Дорога Жизни», открытый в далеком 1972 году. У ворот меня встретил пожилой дядька-сторож, который объявил о том, что музей после пяти вечера не работает, но за 20 рублей (а это полцены) я могу осмотреть то, что стоит на улице. Предложение, от которого невозможно отказаться.
 
Остов сбитого в 1943 году советского штурмовика «Ил-2», найденный двумя охотниками в болотах Всеволожского района. Как говорится в официальном пресс-релизе: «Давнее увлечение военной техникой позволило им сделать верные предположения относительно характера находки». А ведь большинство из нас, увидев нечто подобное в лесном болоте, прошпарили бы мимо и даже глазом бы не повели.
 
Военно-транспортник «Ли-2». Версия американского «Дугласа», он же «Старая корова».
 
Такие машины использовались в качестве ночных бомбардировщиков.
 
В 1945 году бомбили Берлин.
 
То, что осталось от сторожевого катера МО-215. В годы войны такие катера учавствовали в противолодочной обороне, дозорной службе и морской погранохране.
 
Зенитная пушка нацелена на Ладожское озеро.
 
Выходим из музея и идем гулять по берегу.
 
Дом, который напомнил декорации к фильмам. Особенно почему-то вспоминается «Человек с бульвара Капуцинов». Наверное из-за деревянного балкона и пустынной местности вокруг.
 
Пристань, которой пошло бы название «Причал коммунизма». Годы над ней не властны.
 
Что ни говори, а почти все заведения с видом на море или озеро очень приятны. Особенно, когда снаружи холодный ветер, а внутри — тепло, уютно, мягкие кожаные диваны, большая плазменная панель и свежее пиво.
 
Сюда стоило зайти даже просто для того, чтоб увидеть обозначение туалетов. Это, как вы понимаете, мужской.
 
А здесь вход для дам.
 
Пора ехать домой, в Питер. По пути заскочем во Всеволожск.
 
 
Всеволожск
 
Во Всеволожске очень популярны доски объявлений.
 
Встречаются даже редкие трио-экземпляры, изобретенные чтобы места хватило всем.
 
Вид сбоку.
 
Как сделать хорошую рекламу? Правильно: взять фотку Аршавина, вырезать её в фотошопе и впиндюрить рядом любой текст. Интересно, знает ли сам герой, что он рекламирует во Всеволожске линолеум?
 
Церковь Святой Троицы.
 
Интересное старое кирпично-деревянное здание. На двери и окнах памятника архитектуры, естессно, наклеены объявления.
 
Нелегкая судьба прогнула скамейку.
 
Осторожно! Здесь живет он.
 
А рядом живет злая язычница.
 
Сосны во Всеволожске везде.
 
Даже во дворах.
 
Городу очень пошло бы название Сосногорск.
 
Санкт-Петербург             Ладожское озеро, Всеволожск             Сосновый Бор
 
© Аркадий Софрыгин, e-mail: sarts@list.ru